КТО ПРИДУМАЛ ФУТБОЛКУ? ИСТОРИЯ
Невозможно представить себе гардероб современного человека без футболок. У каждого человека их несколько – на все случаи жизни. Это культовая часть стиля рокеров, необходимая часть одежды спортсменов и рабочих. Сегодня трудно даже поверить в то, что еще лет 70 назад футболок не носили вовсе.
Кто и когда подал идею создания футболки доподлинно неизвестно. Но можно с уверенностью заявить, что массовое производство началось в Америке, в 1941 году. Именно тогда японская атака на Перл Харбор заставила правительство формировать новую, более многочисленную армию. В результате, было призвано несколько миллионов солдат, которых надо было обуть и одеть. Вот тогда и появились первые футболки из хлопка, как усовершенствованный вариант формы британских военных. Они могли быть верхней одеждой на судне у берегов Тихого океана и нижней рубашкой в более холодном климате. Армейская нижняя рубашка получила в английском языке (точнее - в его американской версии) официальное имя t-shirt (Т-образная рубашка). И лишь придя в СССР в качестве спортивной одежды, получила знакомое нам название "футболка", действительно став элементом футбольной формы и культовым атрибутом для болельщиков и игроков, как и кожаный портфель тех времен.
Долгое время они оставались привилегией армии и выпускались только одного цвета - белого. В мир моды футболка ворвалась благодаря кино. В 1951 году ее впервые показали широкой публике в кинофильме «Трамвай «Желание». Главный герой, которого играл Марлон Брандо, смотрелся в ней так органично, рельефно и мужественно, что сразу стало понятно - это новая модная тенденция. А наиболее известным фильмом, повлекшим за собой невероятную моду на футболки, по праву считается "Бунтарь без причины" с Джеймсом Дином (1955). Неоднократно появляясь в "нижнем белье" на широком экране, актеры оказывали большое влияние на продвижение футболок в массы. Дешевая, удобная и практичная, она ворвалась в мир, став любимой миллионами.
В 1960-х люди впервые додумались до того, что футболки можно не просто носить – на них можно делать надписи и фото! Ясное дело, без хиппи здесь не обошлось: в основном они наносили на свои футболки различные социальные надписи, начиная с обыкновенного пацифика и заканчивая развернутыми манифестами против войны во Вьетнаме. Безумные панки в не менее безумных 70-х сделали футболки воплощением брутальности, секса и крови: Sex Pistols, например, любили тусоваться в футболках с королевой Елизаветой, утыканной булавками, или с надписью I Hate Pink Floyd. Футболка превратилась в «говорящую вещь»: с ее помощью протестовали, страдали, радовались, требовали... и творили историю! К восьмидесятым тенденция стала заметной благодаря британке Катарин Хэмнетт — она сделала футболки с текстами вроде «Frankie Say Arm The Unemployed» («Фрэнки говорит: «Вооружаем безработных») и «58% Don’t Want Pershing» («58% не одобряют «Першинг»; речь идет о размещении ракетной установки Pershing на территории Великобритании). Спрос на футболки рос как лавина, самые популярные надписи штамповались миллионами – например, легендарная Shit Happens или I`m With Stupid
Из предмета массовой культуры футболка незаметно стала стремиться к выделению своего носителя. И если для одних оригинальность достигается актуальными надписями, для других на первом месте винтаж. По секонд-хендам бегают толпы коллекционеров с безумными глазами, фанатично разыскивающих, например, советскую футболку с олимпийским мишкой и эмблемой «Олимпиада-80». Их поддерживает мощный фронт модников – кому, как не им, известно, что настоящий винтаж – это архимодная вещь, которая будет покруче футболок-однодневок.
Но все они сходятся на одном: футболка – это не просто шмотка, «одна из» вашего шкафа. Это нечто большее, это вещь с душой, вещь, за которой стоит большая история и славное прошлое. А также... великое будущее, конечно!